Одной крови: что общего в архитектуре и моды

media-4
| 22 сентября 2021

Марина Круглова считает, что все люди дизайнеры, но каждый по-своему

Все, что мы делаем — дизайн, ведь проектировать свойственно человеку в любой ее деятельности. Планировать свои действия в соответствии с намеченной цели составляет суть дизайна. Что бы мы ни делали — сочиняли стихи, писали поэмы, расписывали стены, воспитывали ребенка или пекли пироги — все это дизайн. Марина Круглова, основательница архитектурно-дизайнерского бюро EcoBud, специально для Mind рассказывает, как дизайн и эстетика во всех возможных проявлениях становятся искусством и определяют качество жизни человека.

Тридцать спиц соединены одной осью, но именно пустота между ними составляет суть колеса. Горшок лепят из глины, но именно пустота в нем составляет суть горшка. Дом строится из стен с окнами и дверями, но именно пустота в нем составляет суть дома. Общий принцип: материальное — полезное, нематериальное — суть бытия. Лао-цзы

По словам Коко Шанель, «мода, как и архитектура — вопрос пропорций». За прошедшие века связь между архитектурой и модой стал крепким благодаря пониманию того факта, что обе ветви имеют общие подобные идеи и принципы, основанные на форме. Мода и архитектура не является «чистого искусства» и не формируются в вакууме. Это живые структуры, на формирование которых влияет образ жизни людей, развитие искусства, открытия в науке и технологиях, знаковые политические события, природные катаклизмы, а также настроение общества в целом. В качестве примера, мода на экологичность, когда некоторые пытаются воспроизводить природу, сводя дома-сады в центре современных мегаполисов, стремясь улучшить экологию городов. Интерес к сохранению природы проявляется и в использовании энергосберегающих технологий и природных материалов — как в архитектуре, так и в моде.

И архитектура, и мода имеют общую концепцию теории дизайна. Дизайн можно назвать процессом решения проблем. Обе отрасли основаны на решениях и применяют основы формы и функции. Например, когда вы одеваете платье или костюм, ваша форма превращается. Или когда вы заходите в здание, то получаете совершенно другой опыт пространства, определяется решениями, которые кто-то другой уже принял. Архитектор должен выяснить, как сделать дом крепким, а дизайнер-модельер — сконструировать одежду, чтобы он хорошо сидел на человеке. И фасад здания, и платье должны быть сбалансированы.

Проектируя одежду, дизайнер должен иметь решенную эстетику. Это решение должно быть связано с человеческим телом с точки зрения дизайна, цвета, материалов, пропорций и структуры. То же самое касается архитектуры — концепция дизайна здесь является решением ситуаций, связанных с окружающей средой: где и как строить, какие использовать материалы, будет здание экологической и насколько гармонично она вписывается в окружающую среду. Таким образом, основной фактор — это непрерывность процесса развития, как в моде, так и в архитектуре.

Заха Хадид однажды отметила: «Архитектура и мода основанные на структуре и форме и превращают предметы первой необходимости (такие как одежда и жилье) в искусство». И архитектура, и мода объединены идеей искусства, которая служит основой для обеих сфер. Без искусства не было бы ни моды, ни архитектуры. Искусство определяет моду и архитектуру, создавая идентичность для представителей обоих профессий. Основное его назначение — создание художественных ценностей, имеющих духовное значение в мире культуры, а не вещей и сооружений различного рода и назначения, являющихся объектами предметной творчества в области техники и архитектонических искусств: архитектуры, дизайна и прикладного искусства. Модных дизайнеров и архитекторов-проектировщиков можно рассматривать как художников, которые создают произведения искусства.

Отношения между модой и архитектурой можно увидеть в тех случаях, когда мода черпает вдохновение из элементов, принадлежащих к плоскости архитектуры, таких как используемые технологии, монументальность, законы оптики и гравитации. Однако, архитектура также воспринимает элементы дизайна одежды как концепцию и вдохновение — это идея обертывания, сборка, плетения и драпировки.

Высокая мода черпает вдохновение из всех источников — от мира природы к изобразительному искусству. Но, возможно, нет лучшей синергии, чем между модными дизайнерами и архитекторами. В то время как архитектура дает нам пространство, в котором мы живем и работаем, высокая мода создается для того, чтобы дать нам wearable art. Правда, в архитектуре на другие сроки.